Жители этого села отрезанные от цивилизации, потому что живут далеко от посёлков, где есть школы и магазины, и ещё у них нет мира в прямом смысле – потому что здесь идёт война.
О многих сёлах Донецкой области никто никогда и не узнал, если бы не военные действия.
Славное – это село в Донецкой области, в котором до начала войны проживало 400 человек, а сейчас осталось – 60. Оставшиеся люди вынуждены проживать в красной зоне, ежедневно балансируя между жизнью и смертью. Славное расположено в 30 километрах от Донецка и в 25 км от г.Угледара. Проблемы “брошенного” села не волнуют власти – так считают местные жители. К этому месту доезжают только волонтеры, представители международных организаций и военные. И то редко. Основной удар на село пришелся в 2014 году. Тогда было разрушено большинство жилых домов и инфраструктура. Здесь не осталось ни одного работающего магазина. Школ и садиков тоже нет. За продуктами люди вынуждены ездить в ближайшие посёлки, заранее собирая заявки от односельчан.
Команда Ассоциации “Еммануил” приехала в Славное для того, чтобы провести опрос, насколько была важной помощь от Папы Римского по проекту “Нецелевая денежная помощь”. В этом селе каждый, из 60-ти семей, получили по 2470 гривен.
По дороге к селу нам встретился всего один велосипедист, который ехал по заснеженной дороге. Это было жутко видеть, т.к. во время гололёда опасно ездить на велосипеде. Позже мы узнали, что это чуть ли не единственный вид транспорта, чтобы выбраться в ближайшую цивилизацию.
В самом селе приблизительно каждые 8 из 10-ти домов разрушены. В некоторых виднеется дым из трубы – это значит в этих домах живут или самые смелые, или те, кому реально некуда ехать. Проехав по селу мы не встречаем ни одного человека. Стучим в первые ворота по списку. Тишина. Продолжаем стучать, собака лает, но никто не выходит. Я начинаю вообще сомневаться, что в этом селе есть люди. Кажется, мы ждали целую вечность.
Пока мы ждем и пронизывающий холодный ветер угрюмо свистит сквозь следы от пуль воротах, успеваем увидеть подобие детской площадки – гора песка и в ней едва целые игрушки. Это говорит о том, что здесь есть дети. Или были.
К нам выходит мужчина и показывает, к кому можно проехать дальше. Он рассказывает, что в селе осталось несколько семей с детьми. Семья Гудинец Людмилы – одна из них. Людмиле Владимировне 48 лет. В доме проживает её 30-ти летняя дочь, 8-ми летний внук Денис и самый маленький полуторагодовалый Артём.
«Когда началась война, прямо над нами что только не «летало», – рассказала Людмила, так спокойно, что жутко от того, что обстрелы стали обыденностью этих людей, – я детей сразу в Запорожье отправила, а сама осталась на хозяйстве, чтобы дом не разворовали. Полтора года, можно сказать, из подвала не выходила.
Зрение потеряла. Конечно, больше года без света наше село было! И жизнь в тёмном подвале, представляете какая! Сейчас очень слабо вижу. Всё это война виновата. Конечно, меня родственники из г.Уренгоя звали к себе переселиться. А я подумала: там холодина страшней чем у нас, какая мне разница где мерзнуть – здесь в подвале или на чужбине? Конечно я выбрала родину! Видите, ничего не случилась со мной за эти полтора года страшных обстрелов! Подвал спас меня. Но вот только село наше превратилось в сущий ад – так часто горящие крыши вокруг видела. И взрывы, и свист снарядов. Раньше такие разрушения смотрела только по ТВ про Сирию. А теперь у нас тут царит такое же. Но из дому никуда не хочется ехать. Кому я нужна на чужой земле? В конце 2015-го тише стало, дети и вернулись домой – устали скитаться…»
Спустя 5-й год от начала войны, в Славном остаётся проблема с восполнением самых базовых нужд человека – вода и еда. Единственный продуктовый ларёк был разрушен в результате обстрела и сейчас похож на решето. Чтобы купить продукты питания жители должны ехать в соседнее село. Раньше проезд на автобусе стоил 30 гривен, а сейчас – 75. Со слов селян, на оптовые закупки у них нет денег, поэтому покупают самое необходимое и на что денег хватает. Выезжают из села раз в месяц – не чаще. Карточки банковские у всех соберут, чтоб снять пенсии, закупку делают в магазине, вот так и живут от месяца к месяцу.
Ситуация с водой тоже оставляет желать лучшего. В единственном колодце, который спасал село от обезвоживания, санитары недавно взяли воду на анализ. Выяснилось, что вода непригодна для приготовления пищи, но жители так и продолжают возить бидоны на тачках и велосипедах.
«Питьевую воду мы можем позволить себе купить только для самого младшенького, – продолжает Людмила, – покупаем 10 литров и растягиваем для малыша. А себе готовим и суп, и компот, и чай из «ядовитой» воды из колодца. Пить то хочется! Лучше эта вода, чем никакая!»
Жителям села этой весной невероятно повезло – многим из них международная организация выделила средства для приобретения домашнего хозяйства. Вот и Людмила с радостью выращивает гусей и индюков, говорит, что на мясо теперь не тратят деньги, и обеды сытнее стали. Точно голода не будет. Так же семья Гудинец получили по акции «Папа для Украины» 2470 гривен. Для них это – огромные деньги. Они приобрели ингаляционный небулайзер для лечения младшего Артёма. Он часто болеет простудными заболеваниями. Естественно, медицинская помощь в этом селе недоступна, и весьма важно иметь такую технику «под рукой». На оставшиеся деньги семья приобрела молочные продукты питания для ребёнка.
Постный Александр Михайлович даже не пытался выезжать из Славного. Их семья состоит из 3-х человек – Александр, его супруга и сын. Они так же стали участниками программы от Папы Римского. Мужчине было неловко давать нам интервью – видно что мужское чувство достоинства имеет и не любит, когда ему кто-то помогает.
Вот и начал он свою речь с рассказов о работе: «Работы здесь теперь нет. До войны счастье было – местный фермер нас всех работой снабжал. Поля вокруг были засеяны, а местные мужчины работали трактористами и комбайнёрами. Теперь от тракторного гаража остались одни руины. И света там тоже нет. И поля теперь все не просто заросшие, а полностью заминированные. Туда приближаться нельзя. Даже если война закончиться, для сапёров там работы меряно-немеряно. О посеве полей нескоро станем думать.
Трактористы, кто по-моложе, в Михайловку теперь ездят на работу. А мы, пожилые, помирать готовимся. Благо, нам с ведением домашнего хозяйства помогли– гуси теперь есть, заниматься есть чем и мясо всегда на столе. А так – не выжили бы. Вот Папа Римский нам вовремя помог – у нас обувь зимняя совсем истопталась. Но 2470 гривен получили и купили на всю семью обувь. Мы, конечно, зимой особо стараемся на улицу не выходить. А теперь можно и почаще дышать свежим воздухом. Обуться есть во что. Остаток денег израсходовали на покупку корма для гусей. Птице тоже кушать хочется. А цены какие – корм для птицы не дешевле продуктов для человека!»
Всего денежную помощь от инициативы “Папа для Украины” через Ассоциацию Милосердия “Еммануил” получили более 2536 наиболее нуждающихся жителей 30 населенных пунктов Донецкой области.
Анна Чабан для CBN-Еммануил