banner_gal-680x220

Это большая удача – встретить ключевого человека. Текут дни и дела, рядом родные и друзья, сослуживцы. Все хорошо и хочется, чтобы так было всегда. Но Бог вдруг поворачивает русло твоей реки, и ты пересекаешься с человеком, жизнь которого заставляет тебя увидеть мир другими глазами. Смотришь и понимаешь – рано… успокоился.

Рано решил, что чего-то достиг. На самом деле, не делаешь и половины того, что мог бы делать, что надо делать, раз уж тебе дана жизнь на этой земле. Не огонь ты. Не костер. Фитилек тлеющий…
gk-m1

Увидеть пламя в другом человеке – это всегда потрясение. Восторг. Тихая (добрая) зависть. Мысли о себе, о своей жизни. Потом тянешься вслед за ключевым, начинаешь подражать. Со временем замечаешь, что «вырос», взял высоту, о которой раньше не задумывался. Склоняешься и шепчешь: «Спасибо Тебе, Господи, за эту встречу… За этого человека… За пламя в его сердце… За Твою науку…»

Встреча с Галиной Кучер – одно из потрясений. Наука… умирать. Для комфорта, для денег, для семьи… Плакать вместе с плачущими. Служить подпоркой слабому, куском хлеба голодному, дровами замерзающему, носовым платком простуженному… Кто-то называет ее украинской Матерью Терезой. Не знаю… Все они в Ассоциации «Еммануил»… не от мира сего. Помню, как поехал с ними в первую командировку – год назад в воюющий Донбасс. Радовался, что получил командировочные, что привезу семье копейку. А они, видя на блокпостах замерзающих, голодных ребят с автоматами, выворачивали в гастрономе карманы, покупали воду, сгущенку, печенье… Отдавали солдатам, чумазым детям, старушкам. Отдавали не «казенное» – свое. Все до последней копейки. Я смотрел и понимал – что-то не то со мною. Я не такой! Да, я люблю Украину… Да, люблю Донбасс, люблю людей, но… Любить делами, своей гривной, своим хлебом… Не крохой от твоих денег, а всем до нижней сорочки… За 18 лет в церкви я не встретил ключевого человека, который своим примером повел бы меня в этом. А тут…
gk-m6После не один раз я видел Галину Юрьевну в деле. С утра до ночи города и поселки вдоль линии фронта. Совсем рядом стреляют пушки и «грады». Везем бусами хлеб, крупы, постное масло… Люди ждут. А ночью в Славянске фасуем продуктовые наборы, потому что с утра снова в дорогу. Пятьсот наборов, тысяча… Болят ноги, ноет спина. Уже не запоминаешь, что в какой пакет бросил, но нужно закончить работу. Нужно! Молодой парень-волонтер просит отпустить его, не может он больше. Галина Юрьевна улыбается. Даже если мы все сдадимся и уйдем, она… останется. Работу закончит. А утром встанет раньше и… приготовит нам завтрак.

«Спасибо Тебе, Господи, за эту встречу… За этого человека… За пламя в его сердце… За Твою науку…»

Редкий случай, когда Галина Кучер в своем кабинете. На столе ноутбук и огромная чашка с горячим чаем. Есть несколько минут, чтобы поговорить:

– Галина Юрьевна, как вы попали в Ассоциацию «Еммануил»?

– Начало 90-х… По телевидению тогда транслировали мультфильм «Суперкнига». Ассоциации нужны были волонтеры, чтобы отвечать на письма зрителей. Вот я и пришла…

– Говорят, «Еммануилу» тогда помогали сотни добровольцев. Почему вы остались?

– Это переживания особенные. Я родилась и выросла в Советском Союзе. Религия, если помните, была опиумом для народа, на Пасху вокруг церквей стояли заслоны из комсомольцев. Ничего хорошего о вере в Бога я не слышала. Но случилось так, что, выйдя замуж, …попала в семью верующих. Узнала о Христе, Бог дал мне покаяние. Все вчерашнее стало чужим. Вокруг те же улицы, та же жизнь… Октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты… Вчера – люди, как люди, а сегодня… Как они не понимают, что Господь над всем? Почему не хотят слышать и знать о Боге? Это было тяжело, когда ты хочешь сказать, поделиться и заранее наверняка знаешь, что тебя не услышат, станут высмеивать.
gk-m19
Христианский мультфильм на центральном телевизионном канале (говорю о «Суперкниге) будто открыл дверь, за которой прятались миллионы людей. Оказалось, что люди хотят слышать и знать о Боге. Хотят! Они просто боялись об этом говорить. Боялись спрашивать. Боялись верить. Были заложниками коммунистической системы. Вы представить себе не можете, сколько в Ассоциацию приходило писем. Десятки, сотни тысяч. Каждый день. Месяц за месяцем. Изо всех концов Советского Союза. Миллионы семей с вопросами об Иисусе. Для меня это было, как раскаты грома. Будто Бог говорил всем нам: «Не бойся! Не стыдись! Говори! Говори громко! Ты – соль земли! Ты – свет миру! Ты – город на вершине горы! Живи так, чтобы все вокруг видели Господа!»

С той поры я живу этим откровением. Люди должны видеть Бога. В наших делах. Поэтому я благодарна Ассоциации «Еммануил» за возможность быть там, где тяжело, где люди в нужде или в беде.

– Что было дальше?

– 90-годы – это развал Союза, инфляция, кризис, безработица. Тяжелое время. Из Штатов нам стали присылать контейнеры с гуманитарной помощь. Кто будет принимать, сортировать, распределять? Создали гуманитарный отдел «Еммануила». Представьте – 20-25 двадцатитонных контейнеров в год. По два контейнера в месяц. Их надо не только принять и выгрузить. Помощь надо довезти, донести тем, кто в ней на самом деле нуждается. Непочатый край новых забот. Мы начали работать с социальными службами городов по всей Украине, с многодетными семьями, инвалидами, сиротами. Тогда в стране было около 120 тысяч детей-сирот. В каждом интернате хотя бы один раз мы обязательно были…

– Я хорошо помню то время. Люди выживали. Пенсий нет, зарплата товарами… Свою бы семью вытащить… Не до сирот было. Не до стариков.

– Знаете, человек, если он не видит чужую беду и нужду, он не увидит ее ни в тяжелое время, ни в хорошее. Любовь – это не только чувство. Как и сострадание. Это еще и навык. Его нужно развивать, тренировать. Но если начинаешь заниматься этим… Если видишь, как много в этом Бога, тогда хочется делать это снова и снова. Думали, с гуманитаркой не справимся, а потом, в плюс к этому, благотворительные столовые открывать начали. Только в Киеве у нас было три таких столовых. Кормили многодетных и стариков. Сотрудничая с церквями, открыли такие столовые в разных городах страны…
– Как люди воспринимали христиан и слова о Христе?

– По-разному. Не сужу их. Как старику, отдавшему жизнь строительству коммунизма, отказаться от того, чем он жил, разувериться в том, во что верил, чему учили? А вот дети… О них не только молимся.

Помню, как вместе с концертным отделом «Еммануила» мы начали организовывать праздник Рождества Христова. До этого в Союзе праздновали Новый год с Дедом Морозом и Снегурочкой. Рождество не было популярным. Сама фраза «Рождество Христово» некоторых родителей пугала. Поэтому мы в те годы называли наш проект «Праздник Надежды». Закупали до семи тысяч подарков, приглашали детей на спектакль и рассказывали им, что такое Рождество. Были годы, когда к нам в Киев привозили детей из других городов и поселков: экскурсия по городу, наш спектакль и подарок. Потом наши «концертники» стали сами гастролировать по Украине. Со временем к Рождественскому спектаклю добавился и спектакль о Пасхе…

– С интернатами и сиротами продолжали работать?

– Да. Был проект «Снова в школу». Несколько тысяч детей, в основном, это были ребята из интернатов, мы готовили к 1 сентября. Покупали детям все необходимое от карандаша до портфеля.

Продолжали работать и с грузами гуманитарной помощи. Получили уже около 230 контейнеров. Самые разные грузы. Обувь, одежда, мебель, медоборудование… Все, что угодно. Даже фасадная краска была. Помню, несколько интернатов той краской перекрасили фасады своих зданий – до сих пор держится.

– Галина Юрьевна, я много слышал а вашей христианской клинике…

– Это не моя клиника. Это одно и направлений нашей работы. В середине 90-х к нам в Киев прилетал самолет, на борту которого христиане-доктора принимали и лечили людей. Они даже делали офтальмологические операции. Тысячи людей получили тогда квалифицированную медицинскую помощь. Бесплатно!

Помогали в летающем госпитале и наши врачи. Так родилась идея – а почему бы нам в Киеве не сделать что-то подобное? Пусть не самолет. Пусть не с таким уникальным оборудованием…

Мы начали собирать команду врачей-волонтеров. Купили тонометры. Нам подсказали, где можно раздобыть бэушные кардиографы… С таким небольшим ресурсом начали делать выездные медицинские акции. Крупные и небольшие города, поселки, села… Год за годом. Везде с помощью поместных церквей. Замечательный евангелизационный проект. Врачи принимают и обследуют больных, а местные христиане служат душепопечителями. Человек получает помощь для души и тела и знает, что позаботилась о нем церковь.

Между первыми выездными акциями и нашей сегодняшней клиникой годы пути. Лицензирование… Первое небольшое помещение в Киеве, а это – особые заботы: персонал, мебель, медицинское оборудование… Потом стало ясно, что нужно другое помещение – побольше. Аренда, ремонты, снова персонал, мебель и оборудование. Служение с каждым годом разрастается. Только этим летом врачи Ассоциации «Еммануил» несколько раз выезжали в прифронтовые города Донецкой и Луганской области. За день мы можем принять до 300 человек. Каждый больной сдает анализы и тут же получает их результаты. Попадает на прием к двум-трем специалистам. Если нужно, проходит УЗИ внутренних органов… Люди выходят из кабинета
врача настолько благодарными, что рады слышать о церкви, о Боге, о добре… Сильный проект. Еще нужно учесть, что в небольших поселках мы встречаемся с врачебными ошибками, а от правильного диагноза, согласитесь, зависит все.
gk-m7
– Галина Юрьевна, у вас семья, трое дочерей, внуки… Но, говорят, мамой вас могут назвать и чужие дети?

– Не чужие они. Наши. Я счастлива, что Ассоциация помогла им найти семью. Сиротство – беда. В интернатах мы всякое видели и слышали. Поневоле думала, какое будущее ожидает этих детей. Приживутся после интерната или нет? Где устроятся? Как станут зарабатывать? Семья всегда поможет, сколько бы тебе ни было лет. А вот интернат… Прозвучал последний звонок, закрылась дверь за твоей спиной – прощай!

Десять лет назад в Украине и понятия приемной семьи не было. Если ребенка до пяти лет не усыновили, все – на семью шансов у него не осталось. Как такому помочь? Бог дал нам идею.

Мы решили с детским хором Бердянского интерната проехать по городам Соединенных Штатов.

Первое – дети увидят другую страну. Второе – они поживут там в семьях и, может быть, кто-то из них понравится, будет усыновлен. То было прекрасное турне. Сразу скажу, что из 42 детей 30 в ближайшие два года были забраны в семьи. С ними, слава Богу, все нормально.

Случилось в той поездке и другое. Я встретилась с человеком, который внимательно слушал, когда я говорила о наших сиротах и детях-инвалидах. «Что вам нужно?» – спросил он. «Нам, – говорю, – хотя бы старенькие компьютеры. Мы бы их перебрали, отремонтировали… Хотим научить сирот компьютерной грамоте, английскому языку…» «Мы купим для ваших сирот самые лучшие компьютеры и наймем для них лучших учителей», – сказал тот человек. Так мы получили финансирование, о котором и мечтать не могли. В тот день родился и по сей день работает проект «Школа жизни». Это образовательные центры для детей в самых разных городах Украины, в Армении, Грузии, в Приднестровье… Работа с сиротами в интернатах. Адаптация сирот после окончания интернатов. Помощь девочкам, которые остались мамами-одиночками. Учеба и еда для детей в цыганских таборах Закарпатья. Много всего, что началось с желания помогать сиротам.GK-m19

– Последний вопрос, который не могу не задать… У вас и так дел и забот хватало, но когда началась война в Донбассе, вы бросились к линии фронта. Не женская это работа… Почему? Не временем только жертвовали. Не силой, не деньгами… Был реальный риск погибнуть. От пули, от осколка…

– Не знаю кто и не помню когда придумал девиз нашей организации – «Мы там, куда никто не придет, где никто не поможет». Мы стараемся идти туда, где на самом деле крайняя нужда. Вот и все. А риск… Разве Иисус не умер за каждого из нас? Если в нас, в христианах, люди не увидят Христа… Если мы не свет, не соль, не город на вершине горы? Тогда какой смысл во всем том, что привыкли называть церковью?

Хочу, чтоб вы меня услышали. Господь жив! Церковь Его жива! Этой верой я дышу. В этом вся моя жизнь. Жизнь людей, которые рядом со мною. Не одна ведь я… Что я без Бога? Что наша Ассоциация без тысяч людей из самых разных стран мира? Без людей, которые там, далеко, слышат о нужде в Украине и жертвуют, чтобы помочь? Об этом говорите. Это – главное.

Геннадий Новиков, Ассоциация «Еммануил»

Напоминаем, что сотрудники Ассоциации милосердия «Еммануил» продолжают помогать жителям юго-востока Украины. Пакеты с теплой одеждой и продуктами вы можете принести к нам по адресу: Киев, ул. Красноармейская, 131-А и оставить работникам охраны. Таким образом происходит сбор помощи юго востоку Украины самым простым способом. Также Вы можете оказать помощь беженцам юго-востока Украины, оказав финансовую поддержку.

Перечислить финансовую поддержку вы можете здесь!

ДОПОМОГТИ

cards