Третий год подряд идёт война. Мы приспосабливаемся к ситуации, ищем пути решения вопросов, меняемся под давлением обстоятельств и информации… Как не потерять чувствительность к чужому горю? Как не очерстветь в сплошном потоке негатива? Что теперь считать горем? Как утешить человека? Где взять ответы на вопросы людей?
Сегодня мы познакомились с первыми получателями помощи. Мы совсем немного соприкоснулись с каждым из них, увидев их слезы, боль, усталость, безысходность, отчаяние и разделили с ними эту боль.
1. Первый дом. Навстречу нам вышел мужчина, возраст которого трудно определить. Можно лишь догадаться, что он не так стар, как выглядит. Он пригласил нас во двор. Калитка и ворота были в дырах от осколков. Как оказалось, «прилетело» к соседям, снесло крышу, а им «повезло»: выбило окна, двери… Заходим в прокопченную дровами прихожую, видим уже установленный и подключённый котёл. Вячеслав смущённо рассказывает, что ему не верится, что теперь будет тепло во всем доме. Спрашиваем: «А как до сих пор было?». Оказывается, в холодную пору года семья готовила еду, мылась, спала и пересиживала обстрелы в этой прихожей рядом с буржуйкой. В семье растёт сын, он инвалид с детства, два года назад ему установили кардиостимулятор.
В середине разговора приходит домой и хозяйка. Она — главный бухгалтер детского интерната. Звучит громко, только вот интернат давно не работает. Там расположились военные, детей эвакуировали в 2014 году. Зарплату перестали платить тогда же. Первое, что сказала, женщина войдя в дом и увидев нас: «Спасибо! Мы не могли помочь себе сами! Нам не под силу такие расходы… Мы не одни такие, тут все так живут! Спасибо! Мы уже забыли, как это — жить при нормальных температурах. Раньше весь город «под газом» был. Кнопочку нажал, пришёл, ушёл, — всегда чисто и тепло. Мы не понимали, что такое дрова, уголь! А теперь… Даже если чудо произойдёт и газ появится, это нам не поможет. Мы за сезон расходовали 3000 кубометров газа. По нынешним ценам это больше 20 тысяч гривен. Где их взять?».
«Дрова дешевле, — говорит мужчина. – Правда, я уже соседский забор разобрал и спалил!» Спрашиваем: «А сосед не обидится?» – «Да нет, я спросил разрешения. Он разрешил. Говорит, что ему все равно, ведь он уехал».
Мы понимаем, что они ещё не знают, что в комплекте к каждому котлу полагается 9 кубов дров. Когда мы сказали, что завтра к 12.00 привезём дрова, мужчина заплакал, поклонился до пояса, и, не сдерживая слез, сказал: «Спасибо! Спасибо, что не забываете про нас! Спасибо добрым людям! Наверное, их все же больше на земле! Теперь наша жизнь изменится».
2.Второй дом. Нас встречает Валентина. Она — старшая женщина в семье, состоящей из троих детей и четверых взрослых. Незаметно, из-за угла дома появляется мальчишка с красивыми и очень грустными глазками. Он пытается понять, что происходит. Спрашиваю: «Как зовут? В каком классе? А что у вас тут рабочие делают?» ( это о наших наладчиках). Мальчик говорит: «Котёл нам привезли и поставили. Скоро тепло будет. У меня маленькая сестричка Дашенька родилась, три недельки ей. Теперь маме и ей будет тепло! И мне, и старшему брату, и бабушке, и дедушке! Спасибо вам!».
У меня в голове проносится мысль: «8-летний ребенок, а рассуждения и поведение явно не по возрасту». Он продолжает: «Как начинают стрелять, папа хватает одеяло, заворачивает меня — и в подвал. А там так сыро и холодно ! И в школе, если начинается обстрел, тоже нас быстро в подвал спускают… ждём пока затихнет. Потом родители прибегают и нас домой в подвалы забирают. Так уже три года живём! Плохо зимой, потому что холодно». Бабушка Валя в перерывах между словами внука не перестаёт повторять: «Спасибо вам, спасибо людям, спасибо!» Мальчик, наклеивая на ворота логотип «Инициатива «Папа для Украины», говорит: «Спасибо Папе Римскому. Теперь мне не будет холодно, спасибо!»
Мы отъезжаем, а бабушка с внуком машут нам вслед… Ещё одна семья согрета, а значит, день прожит не зря!
Ира. Ее не скоро забуду, ведь такие люди надолго остаются в сердце. Маленькая, хрупкая, как подросток. Я не была готова к такому разговору. Захожу в дом, и вижу, что свисает потолок. Понимаю, что это не просто так! Жутко холодно, ведь доме давно никто не живет.
Знакомство начинается со слов: «Я вдова. Год, как нет моего мужа. Живу одна, иногда ко мне в мой сарай приходит моя мама, погреться, я там печку слепила…» И начинаются слезы… страшные, сиротские… слезы одинокого человека. «Мужу было 39. Не пережил второй инсульт… Я не могу… одна…работы нет. Прошлым летом работала в Курахово — за 50 гривен целый день резала мясо, пока руки не начали гнить… 20 гривен тратила на проезд. Стреляют — не стреляют, собиралась и шла-ехала на работу. Теперь никуда не еду. По людям хожу: кому на огороде помочь, кому во дворе убрать, где за стариками присмотреть. Кто сколько заплатит — тому и рада».
Разговор не идёт. Слезы льются теперь у нас обеих. Обнимаю, пытаюсь найти слова утешения, молча молюсь, говорю: «Не всегда так будет плохо, все наладится…» Она спрашивает: «Когда? Когда? Нет, я не верю! За что мне все это?» Я молчу, ведь у меня нет ответа. «Я не знаю… И, наверное, никто не знает…». Снова плачем…Прощаясь, спрашиваю, не хочет ли она что-то сказать людям, которые позаботились о котле и дровах. И слышу искренние слова, исходящие от благодарного сердца: «Спасибо! За все! За то, что я из сарая перейду жить в дом. Только вот вода в систему не набирается, нет напора». Мы советуемся, решаем выделить отдельного сантехника, чтобы сделал полную ревизию и все работы, чтобы система отопления после двух лет простоя, заработала надежно.Я пошутила, и, уходя, сказала рабочему: «Смотрите, я Ире свой номер телефона дала. Она мне пожалуется, если что не так». Но мои слова были восприняты серьёзно, и я услышала в ответ: «Все сделаем наилучшим образом! Перед Богом делаем!»
А у Бога особый спрос за сирот и вдов, и Он со всех нас спросит. Думаю, что я не скоро забуду Иру. Мысли в голове крутятся: «Как утешить , чем помочь? Чем обрадовать?» Завтра, как минимум, привезу еды. Может, ещё что-то смогу сделать для этой души.
Друзья, если вы хотите вместе с нами помогать тем, кто в беде и в нужде, можете перечислить финансовую поддержку через наш сайт или сообщите нам о своем желании стать партнером по телефону 0-800-50-77-50.