Когда я увидел этот дом, не поверил своим глазам. В дни боев за Славянск танковые снаряды прошивали его, как иголка тонкую ткань.
Влетает снаряд в одну стену, пробивает внутренние перегородки, вылетает сквозь стену другую.
Если посреди клубов пыли и мелких кусков штукатурки в комнате летают обрывки ткани, значит снаряд прошел сквозь шкаф с одеждой. Если вместе с пылью на пол, словно осенние листья, ложатся клочки бумаги, значит снаряд пролетел сквозь книжную полку. Такие вот приметы войны. Не верите? И я не верил. Всегда думал, что раз уж снаряд попадает в дом, то останутся только руины. Но этот дом в Селезневке по улице Садовой Сам Бог сохранил. Шесть танковых попаданий, а дом устоял. Вся семья выжила. И даже после того, как бои закончились, Ангелы не ушли с этого места. Детальніше расскажет хозяйка дома Юлия Михайловна Давыденко. Хозяину, Леониду Леонидовичу, было не до нас: торопится закончить новую крышу. Юлия Михайловна с детьми у него в помощниках. Но несколько минут нашла. Рассказала вот что:
«Наш дом на улице – крайний. От двора до трассы, что ведет на Славянск, метров 20. А до Семеновки, что на краю Славянска, всего пару километров. Одним словом, мы оказались в очаге самых тяжелых боев. И грохотало, и ухало, и земля тряслась, и не знали, где от всего этого прятаться. Каждый день что-то новенькое. Вылезаем после обстрела, а посреди нашего двора… крыша дома соседей. Взрывом ее оторвало, перевернуло и на наш двор бросило. Другой обстрел – и наши куры со всего маху «влипли» в стену и «стекли» по ней уже полухолодными тушками. Снова залпы – разнесло летнюю кухню. Бой — и снаряд провалил крышу нашего гаража… Даже вспоминать страшно. Когда мы детей наших – Дашу и Антона – вывезли, думали, что сами сумеем как-то здесь выжить. Но столько всего натерпелись, что, в конце концов, выехали из Селезневки и сами. С домом попрощались. Не надеялись, что он сохранится.
Когда вернулись, и удивлялись, и плакали. Дом устоял. Крыша разрушена, стены пробиты снарядами, ни одного целого окна, дверь, как решето, вся в дырках от путь и снарядов, но… это еще не развалины. Стекла можно вставить, дыры в стенах заложить, новую крышу поставить. Были бы руки и… были бы деньги.
Радовались недолго. Денег в запасе нет, а цены полезли так, будто с цепи сорвались. Сегодня звонишь, чтобы узнать, сколько стоят лесоматериалы, завтра берешь последние деньги и едешь их покупать, а цена уже совсем другая. Не угонишься. В общем, надежды отстроить дом уже не было. Мы понимали, что это невозможно. Не за что! Были в отчаянии. Детям надо учиться, нам – работать, а на самом деле даже жить негде. Каждый дождь становился бедой. То, что не разрушили снаряды и осколки, разрушала вода. От дождя промокали потолки, сыпалась штукатурка. Местами сквозь потолок мы уже видели небо.
Обращались за помощью везде, куда можно было пойти или позвонить. Звонили даже в приемную Рената Ахметова. Были и в сельсовете, и в Славянске в исполкоме, звонили в разные инстанции Киева. К нам приезжали журналисты, брали интервью, фотографировали, снимали на видеокамеры. А в итоге – ничего. Никто толком помочь не может. Тысяча гривен. Что на тысячу можно построить?
Мы поняли, что зимовать придется где-то у людей. Проситься, тесниться… Когда нет своей крыши над головой – это большая беда. Старалась, чтобы дети не видели, как я плачу, видела, что муж почернел от безысходности и бессилия. Мы были в отчаянии. Уже ничего не ожидали, ни на что не надеялись. И тут соседка принесла визитку. Эти листики христиане раздавали на улицах Славянска. Обычная бумага, а на ней несколько номеров телефонов христианских миссий, куда можно обратиться за помощью.
Я позвонила по одному из телефонов. Со мной поговорили. Ничего не обещали, но сказали, что постараются помочь. Ждем день, другой, третий… Теряем последнюю надежду. Так было, пока из Ассоциации «Еммануил» к нам ни приехала Галина Юрьевна Кучер…
Она даже особо не спрашивала, что нам нужно. Сама все сразу увидела. Мы стройку уже не начинали бы. Но когда Галина Юрьевна сказала: «Вот вам деньги на окна, езжайте заказывайте стеклопакеты», — к нам вернулась надежда и сила, чтобы бороться. Понимаете, десять новых окон – это большие деньги. Мы бы их и за полгода не накопили. А тут…
Чуть позже за деньги «Еммануила» мы купили лесоматериалы, рубероид, гипсокартон, металлический профиль, новую входную дверь… Отремонтировали электропроводку. Была перебита газовая труба, тоже отремонтировали. Внутри дома, верим, уже сами как-то сделаем отделку стен.
Только благодаря Ассоциации «Еммануил» у нас есть надежда, что к морозам крышу мы все-таки закончим, и дом снова станет жилым. Теперь зима уже не так страшна. Страшно было, когда стояли на развалинах и понимали, что… нам нужны годы, чтобы исправить разрушенное…»
Напоминаем, что сотрудники Ассоциации милосердия «Еммануил» продолжают помогать жителям юго-востока Украины. Пакеты с одеждой и продуктами вы можете принести к нам по адресу: Киев, ул. Красноармейская, 131-А и оставить работникам охраны.
Или сообщите нам о своем желании стать партнером по телефону 0800-50-77-50.
Геннадий Новиков, Ассоциация «Еммануил»